ПРОФЕССИЯ ЧЕЛОВЕК
"А почему у меня две ручки?

— А чтобы ты одной за маму держался, а другой за папу"

Профориентация (профессиональная ориентация) — это процесс выявления у человека склонностей к определенному роду профессиональной деятельности. Так твердят словари и справочники, но в действительности эта процедура самоопределения не может точно предсказать, кем и когда станет человек, но может помочь сориентироваться в направлении движения.
Однако для подопечных «Волшебного Дирижабля» занятия служат не столько источником необходимых знаний в сфере IT-технологий от первоисточника, сколько возможностью познавать себя, окружающий мир и людей в нем. Таким образом, уже четыре месяца дети из ГБОУ школы-интерната №18 СПб, «Центра содействия семейному воспитанию № 5», Центра содействия семейному воспитанию №8», а также «Центра социальной помощи семье и детям Кировского района СПб» приезжают в офис IT-компании EPAM на Заставскую 22, чтобы на протяжении нескольких часов «открывать библию программирования».
Наблюдая за процессом образования, немудрено спутать урок по профориентации с типичной парой в техническом университете мерный голос преподавателя разливается в пространстве, а ему внимают несколько пар, горящих в свете экрана монитора глаз. Это ребята так изучают принципы программирования на примере кодов Maincraft`а
(Maincraft популярная компьютерная игра, цель которой добывать природные ресурсы, строить из этих ресурсов миры и защищать их от монстров.)

Несмотря на то, что IT и программирование в России обычно ассоциируется с мужским полом, занятия посещают достаточно большое количество девочек, которые не отстают от парней, а в некоторых аспектах, даже опережают. Секрет успеха открыла пятнадцатилетняя Аня:

У меня мозг не делится на точные и гуманитарные науки, я и там и там успеваю. Но раньше мы делали в Scratch`е игрушки на каком-то языке программирования, который построен на русском, поэтому все было очевидно. Сложно было не понять.

А почему именно программирование, а не что-нибудь другое?

Я часто рисую, а чтобы рисовать мультфильмы и игры, мне нужно программирование в том числе. Пока что, я хочу стать дизайнером.
~
Улыбчивый Леша поспешил так же поделиться мнением и взглядами:

Интереснее всего было в Scratch`е заниматься. Ну, Scratch, это такая платформа, где мы игры писали, это самая низкая из этих платформ, ее даже можно бесплатно скачать и пилить свои недоигры. Ну, хотя там можно и хорошие игры делать на android. Я бы делал! Куча задумок, но нет у меня ноутбука, чтобы этим заниматься. Конечно, рано или поздно он появится, вот только есть шанс, что когда я вырасту, то могу уже это забросить. Потому что интерес может пропасть.

Но пока что тебе интересно все, что происходит на занятиях?

Если честно, мне не совсем интересно программирование, мне больше нравится придумывать сюжет, что-то типа режиссёра игрового, хотя можно попробовать себя и в кино, у нас с ним проблема. Дело в том, что сейчас у тех компаний, которые придумывают фильмы, денег много, а мозгов мало. А вот на youtube выкладывают фильмы любители: у них идеи отличные, а качество не очень. Если бы перенаправить деньги на любителей, то они бы, я думаю, подняли Россию.

А как насчет «деньги развращают человека»?

Это смотря кого! Зависит от того какой человек вообще был. Вот, люди говорят «деньги портят человека», я с этим не согласен. Например, если посмотреть, это берут отдельно каких-то миллионеров, которые стали наркоманами, например, актер из «Один дома». Он же когда вырос, он наркоманом стал, а есть много людей состоятельных, у которых деньги появились, и они стали следить за собой, другим помогать. Я бы точно стал.
Каждое занятие длится около 3 часов с перерывом. Обед для ребят проходит в столовой компании, куда ведет их бессменный преподаватель Сергей. Под добрые шутки и философские беседы о том «Кто же мама снегурочки?», ребята выбирают сорт чая, варят кофе, делят пирог и дружно садятся кушать.
После занятия выпала возможность пообщаться с преподавателем:
Сергей Железнов, преподаватель наших ребят
На ваш взгляд, каково значение таких компаний как EPAM в судьбе ребят?

Компаний? Тут скорее имеют значение люди.

Тогда какова ваша роль?

Я ориентировался на психологию отношений между взрослыми, но в какой-то период я заинтересовался психологией детей, и там говорится, что детям с подобными трудностями в жизни - у которых нет родителей - достаточно сложно и самоопределиться, и найти правильный путь, поэтому любой момент в жизни, когда к ним обращаются с вниманием, влияет на них. Когда дети становятся взрослыми, для них важным становится не то, как они воспитывались, а те моменты в жизни, когда к ним кто-то пришел и что-то рассказал. Они даже не помнят, что им рассказывали, для них это все в тумане, но они помнят то, с каким вниманием и заботой это делалось, и как это на них повлияло. Человек ищет полезность, разделяет людей на полезных и бесполезных. Но сейчас они над этим не задумываются. На данном этапе они смотрят вокруг и принимают все что им дают взрослые, в дальнейшем это может даже не пригодиться, но основы, которые мы с ними проходим сейчас, они им обязательно нужны, например, в институте будет проще задачки решать.

А любимчики есть?

Конечно, нет (смеется). Думаю, у хороших преподавателей не должно быть. Среди студентов есть те, которые сами отвечают, подсказывают остальным, с ними просто интересно общаться, но все зависит не от личностных качеств естьпрофессиональная этика. Рекомендуют в начале преподавания, если возникают сложности, ориентироваться на предмет. А потом уже искать подходы к ученикам, чтобы замотивировать их.

К слову о мотивации, чем должны мотивироваться крупные компании, чтобы принимать участие в подобных программах?

Я думаю, это скорее вопрос к людям. У любого бизнеса есть задачазаработать денег, поэтому компаниям это не нужно, нужно сотрудникам этой компании. Это инициатива конкретных людей внутри компании, а бизнес вообще не должен задаваться этим вопросом. Я знаю, что некоторые предприятия выделяют деньги из бюджета и отправляют в какой-либо фонд, но это чисто денежная поддержка, в случае EPAM все это происходит потому, что компания разрешает проводить такие мероприятия есть люди, которые способствуют этому.

Я мало жертвую денег фондам, так как нет возможности, но я занимаюсь с детьми.
Как думаете, в перспективе через 5-10 лет увеличится ли количество таких людей?

Может быть и не увеличится. Это зависит от составляющих ресурсов, помещения, контактов, заинтересованных людей если чего-то из этого нет, то вряд ли. Насчет меня, то если я перейду в другую компанию, и у меня будет возможность этим заниматься, я безусловно буду, потому что я считаю это важным для себя в первую очередь. Я мало жертвую денег фондам, так как нет возможности, но я занимаюсь с детьми. Знаете, есть такая программа, когда приезжают, и забирают детей на выходные из детского дома проводят с ними время. Такое внимание важно как для детей, так и для взрослых, которые участвуют в этой программе. Для себя решил, что может быть через 10 лет я бы тоже начал этим заниматься. Вообще, в Голливуде очень многие публичные личности берут детей из детского дома, например, Анджелина Джоли. Там это практика более востребована, чем в других странах и соответственно в России.

Почему это важно?

Каждый человек выбирает для себя: либо ты живешь и просто наслаждаешься, даже не задумываясь, либо ты осознаешь, что тебе действительно повезло в жизни. И многие люди просто не осознают свое везение. У меня, например, все в порядке, и я понимаю, что мне повезло в жизни, а вот многим детям нет. Может быть слышали: «Спрашивает ребенок папу:

"А почему у меня две ручки?

— А чтобы ты одной за маму держался, а другой за папу".»

А если не за что держаться? Понимаете, это же хорошо, что у ребенка детство есть! Хочется, чтобы они почувствовали его хоть немножко.


Спасибо за материал
Полине Кудрявцевой